Номинация 2.  Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»

 

1.   Задание Конкурса.

Проведите исследование благосостояния населения на основе данных государственной статистики. Соберите информацию по своему региону (субъекту РФ, федеральному округу Российской Федерации). Представьте полученные данные в виде таблиц и графиков; проанализируйте их. Напишите аналитическую записку.

2. Требования к выполнению

Выполнение задания должно основываться на данных, размещенных на сайтах территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, Росстата (http://www.gks.ru/ ), специализированных баз данных (ЕМИСС https://www.fedstat.ru/ ; Центральной Базы Статистических Данных http://cbsd.gks.ru/#1 ).

3.     Методические рекомендации.

При выполнении работы следует:

Используя учебную литературу по теории статистики и социально-экономической статистике изучить:

-основные показатели благосостояния населения, правила их построения и используемые источники данных.

-правила построения таблиц и графиков.

-методы расчета средних величин.

-измерение вариации.

-измерение динамики показателей.

-изучить структуру и содержание сайтов, содержащих официальную статистическую информацию.

Составьте план: какую информацию вы будете использовать для характеристики благосостояния населения, какой период охватите, будете ли вы использовать метод сравнений (регион и РФ; или один регион и другой регион и т.д.), какие показатели вы будете рассчитывать? Как можно наглядно представить и интерпретировать полученные результаты?

Аналитическая записка представляет собой краткие выводы по результатам проведенного анализа. В качестве иллюстраций целесообразно использовать графики и диаграммы. Обязательным элементом анализа должны стать обобщающие характеристики изучаемого явления: средние, максимальные и минимальные значения, средние отклонения от среднего и т.п. Постарайтесь в ходе анализа найти связь между разными характеристиками благосостояния населения.

При изучении данных за несколько лет, т.е. временных рядов, обратите внимание на их однородность с точки зрения условий жизни населения, отсутствия кризисных явлений в экономике. Данные за разные годы должны быть сопоставимы. Примером несопоставимости является, например, измерение численности населения города в случае изменения его административно-территориальных границ, разный уровень цен в разные годы и т.п. Если вы столкнулись со случаями несопоставимости, изучите статистические методы перехода к сопоставимым данным.

Обратите внимание на различие анализа моментных и интервальных временных рядов. Значения (уровни) моментного ряда характеризуют объект изучения на определенную дату. Например, численность учеников в классе по состоянию на 9.00 5 октября XX года. В 10.00 5 октября ХХ года эта численность может быть уже другой (например, пришли опоздавшие). Уровни интервального ряда характеризуют явление за период. Например, число страниц, исписанных в тетради по русскому языку за первый урок, за второй урок и т.д. Сумма уровней интервального ряда – это количество исписанных страниц за весь период наблюдения.